![]() ![]() |
|
[эмоционально-стрессовая телесно ориентированная стимуляция с болевым воздействием] ![]() Боль – обновляющая алхимия. Кто сможет скучать, когда появляется боль? Будь начеку, не зевай равнодушно от скуки – Ищи боль, ищи боль, боль, боль, боль! Г. И. Гурджиев: «Необходим огонь. Без огня никогда ничего не происходит. Этот огонь – страдание, намеренное страдание, без которого невозможно создать ничего нового. Нужна подготовка и необходимо знать, что заставляет страдать, и когда оно [страдание] возникает, необходимо извлекать из него выгоду». Флагелляция [лат. flagello, flagellatum – бичевать], – эмоционально-стрессовая телесно ориентированная стимуляция с болевым воздействием – причинение болевых раздражений ударами длинных гибких предметов [например, розог или плети]. Дозированное и регулярное применение флагелляции приводит к следующим результатам: Отмечается коррекция аддиктивного поведения, как проявления авитальной активности – биологической и поведенческой активности, направленной непосредственно против жизни [алклголизм, наркомания, суицидальное поведение, депрессивные расстройства, навязчивые психологические состояния, психосоматические патологии]. Этот эффект используется в народной и современной академической медицине. Наблюдается существенное увеличение мышечной силы и массы. Этот эффект был впервые описан еще римским врачом Галеном и широко использовался в животноводстве и работорговле. Скотопромышленники, стремясь улучшить корпулентность тощих лошадей, часто пороли их бичом. Работорговцы также с успехом использовали регулярную порку по отношению к истощенным подросткам-рабам для ускоренного придания им здорового «товарного» вида. Постепенно снижается чувствительность тела к болевым раздражениям. Этот эффект использовался в древней Спарте и Римской империи, где указанная процедура употреблялась для того, чтобы сделать тела юношей более выносливыми и крепкими, а также как воспитательное средство, имевшее целью приучать молодых людей к твердому перенесению физической боли. В следствие флагелляции происходит некоторое изменение гормонального фона человеческого организма, что приводит к возникновению особого состояния сознания, которое может быть осознано как мистический экстаз. Этот эффект использовался мистиками различных традиций – русскими духовными христианами [т.н. хлыстами], европейскими флагеллантами, суфиями, шиитами и адептами языческих культов. МЕТОД БОЛЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ЛЕЧЕНИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ДРУГИХ ПРОЯВЛЕНИЙ АВИТАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ![]() Кроме алкоголизма, наркоманий и других видов аддикций, к авитальной активности относятся различные формы суицидального поведения, депрессивные расстройства, навязчивые состояния и некоторые формы психосоматической патологии. Если суицидальное поведение - это уход из жизни, то аддиктивное поведение, депрессия, психосоматическая патология — это уход от жизни, что также можно трактовать как авитальную активность (Ю.Р.Вагин, 2001). В психиатрии эти состояния подлежат активной фармакологической и психологической терапии, но остаются в настоящее время трудноизлечимыми. Причем для каждого заболевания (депрессивный эпизод, алкоголизм, наркомания, незавершенный суицид, навязчивые состояния, психосоматическая патология) — существует строго определенный набор лечебных способов и средств, как известно, не всегда эффективный. При этом не учитывается, что в основе любого из этих заболеваний лежит авитальная активность, патофизиологическим субстратом которой является снижение выработки эндорфинов или уменьшение чувствительности эндорфиновых рецепторов. В качестве патогенетического метода лечения мы предлагаем метод болевого воздействия, названного нами поркотерапией. Пациента, страдающего одним из проявлений авитальной активности, с его информированного согласия, подвергают порке розгами по ягодичной области, несколько серий ударов по 5 раз, всего до 60 ударов на одну процедуру. Удары наносятся в полную силу человеком средней комплекции. Разумеется, дозировать силу ударов трудно, но это и не обязательно, интенсивность воздействия определяется индивидуально. В зависимости от патологии, пациент подвергается порке с частотой от 1 раз в день до 1 раз в неделю курсом до 30 процедур. Поркотерапия как болевое воздействие вызывает активацию эндорфиновых рецепторов, выброс эндорфинов по окончании процедуры в ответ на болевое воздействие и - как результат – возвращение вкуса к жизни. Поркотерапия под названием «правеж» применялась в русской традиции. В Германии в начале прошлого века существовала клиника, в которой с помощью битья плетьми и розгами лечились некоторые заболевания (С.В. Сперанский, 2003). Но представление о поркотерапии как о «негуманной», существующее в медицине, неоправданно привело к игнорированию этого чрезвычайно эффективного метода борьбы с авитальной активностью. Ранее, в советские времена, в психиатрии существовало средство для лечения незавершенных суицидов, наркоманий и алкоголизма - сульфозин, который применялся в виде внутримышечных инъекций взвеси серы в персиковом масле. Эти инъекции носили «воспитательный» характер, вызывали сильнейшие боли, лихорадку, и возвращали желание жить. Способ носил вспомогательный характер и имел ярко выраженную репрессивную окраску. В конце 80-х годов по рекомендации ВОЗ сульфозинотерапия практически исчезла из арсенала психиатров, применяется очень ограниченно, только по согласию больного и родственников. Однако наблюдаемые нами в прежние времена позитивные эффекты сульфозинотерапии при тяжелых наркоманиях, при повторных суицидных попытках, при депрессивных состояниях, заставили нас обратиться к аналогичным методам воздействия на пациента. Как показывают наблюдения, поркотерапия возвращает пациенту витальную активность, прекратив проявления авитальной активности. Вероятно, что синхронизированная по частоте и фазе болевая стимуляция как массивное воздействие сигналов одинаковой сенсорной модальности позволяет нарушить устойчивость стартового (на момент лечения) динамического стереотипа и перевести биологическую систему в новое физиологическое состояние с соответствующей трансформацией ее метаболизма. Мощный поток болевой стимуляции «стирает» патологические программы, разрывает условно-рефлекторные патологические связи, вызывает общую стимуляцию центральной нервной системы, особенно эмоциогенных зон. Другим психофизиологическим механизмом позитивного воздействия поркотерапии является восстановление под влиянием интенсивной болевой стимуляции межполушарных взаимоотношений. В процессе терапии происходит активация левого полушария, сниженная при различных формах аддиктивного поведения, а также восстановление инверсии межполушарного отражения, наблюдаемая при аддикциях (М.Г.Чухрова, Н. А.Степушина, 2002). Существуют еще нейрогуморальные, иммунные и другие механизмы позитивного воздействия поркотерапии, которых мы касаться не будем. Пример: ![]() Пациент К, 24 лет. Героиновый наркоман, стаж: 5 лет, с короткими ремиссиями, лечился неоднократно разными методами, в том числе в клинике у доктора Назаралиева. При поступлении на поркотерапию находился в состоянии героиновой абстиненции средней степени тяжести, последний прием наркотика был накануне. Получил курс поркотерапии: ежедневно в течение месяца по 15-60 ударов по нарастающей. Эффект поразительный: явления абстиненции купировались, восстановился сон, стабильно нормализовалось настроение, появилась жизненная активность, устроился на работу, где успешно трудится. Катамнез через 2,5 года - ремиссия стабильная, настроение хорошее, работает, имеет позитивные планы на будущее, к наркотикам возвращаться не собирается. Всего пролечено с помощью поркотерапии за 3 года более 30 человек, и все с хорошими и отличными результатами. Все пациенты обращались к поркотерапии добровольно, в большинстве случаев анонимно. Большинство из них в последующем, по окончании курса, периодически прибегали повторно к поркотерапии при появлении первых симптомов ухудшения состояния. Поркотерапию следует признать одним их эффективнейших методов восстановления нарушенного равновесия и жизнедеятельности. Поркотерапия может реально помочь большому числу людей выйти из тяжелейших кризисов и разнообразных болезненных состояний. С.В.Сперанский, М.Г.Чухрова, Н.К.Жуков |